Рынок чая в России

 

Горячий напиток чай имеет определенную социальную значимость. Является самым дешевым напитком.

В бывшем СССР основным производителем чая была Грузия, являющаяся сейчас независимым государством. После ее отделения самообеспеченность России чаем крайне низка – всего около 1% в последние годы.

Таблица. Выращивание чайного листа в России

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Площадь чайных насаждений, тыс. га

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,5

1,5

Из них в продуктивном возрасте

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,4

1,4

Производство чайного листа, тыс. тонн

8,14

7,24

7,63

3,96

4,35

2,40

1,60

1,50

1,93

Урожайность, с 1 га

5,43

4,83

5,09

2,64

2,90

1,60

1,07

1,07

1,38

 

Вследствие климатических условий выращивание чая в России очень ограниченно. Оно возможно только в Краснодарском крае (Адыгея, район Сочи).

Для выращивания высококачественного чая, соответствующего лучшим мировым аналогам по содержанию микроэлементов и витаминов, в общей сложности пригодны только 9 500 га. Фактически же использовалось максимум 1 800 га в 1985 году, и с тех пор площади неуклонно сокращаются.

 

Общий объем российского рынка оценивается в 160 тыс. тонн. Собственное производство в России сегодня менее 1% общего объема потребления. Основными производителями отечественного чая являются Адлерская и Дагомысская чайные фабрики (Краснодарский край). Недостаток отечественного сырья в том, что, несмотря на высокие вкусовые характеристики лучших сортов, краснодарский чай особо чувствителен к климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке, в результате которых теряются и вкус и аромат. Такой же недостаток у сырья стран ближнего зарубежья Грузии и Азербайджана. Наиболее известными считаются следующие чаеразвесочные фабрики Московская, Рязанская, Иркутсткая, Уфимская, фабрика "Гранд" в Сходне, "Май" во Фрязине, "Амтел" в Королеве, фабрика «Невские просторы» (Всеволжский район). Но на некоторых из них отмечается падение объемов производства, отчасти из-за месторасположения фабрик. Структура транспортных потоков такова, что продукция чаеразвесочных фабрик Москвы и Санкт-Петербурга легко попадает в регионы, тогда как региональные фабрики часто испытывают трудности с дистрибьюцией своей продукции. Это главная причина остановки Иркутской чаеразвесочной фабрики. И именно поэтому все недавно построенные фабрики расположены вблизи крупных городов.

 

В течении последнего десятилетия как сбор, так и урожайность чайного листа существенно сократились – примерно в 4 раза.

 

Резюме: отечественное выращивание чая никогда не сможет покрыть потребность в нем, которая практически полностью удовлетворяется за счет импорта.

 

Мировое производство чая

Крупнейшими экспортерами чая на мировом рынке являются такие страны, как Индия (до 1 млн.), Шри-Ланка (более 200 тыс. тонн), Индонезия (160 тыс. тонн), Китай, Кения (250 тыс. тонн), Бангладеш, Зимбабве. Специфика данного продукта объясняет особенности торговли чаем на мировом рынке. Форма торговли – аукционная: крупные чайные аукционы организуются в Индии и Шри-Ланка. Чай – продукция очень требовательная к условиям, времени хранения и транспортировке. Для покупателей на данных аукционах имеет значение не только порядок цен, но и место произрастания, время и технология сбора, характеристики самого листа. Эксперты отмечают, что значительный рост цен на чай происходит на аукционах раз в десять лет (последний рост цен отмечался в 1998 году). На уровень цен влияют такие факторы, как климатические условия в районах местонахождения плантаций, тенденции мирового спроса и потребления. В странах-экспортерах и странах Западной Европы предпочтения потребителей смещаются в сторону потребления прохладительных напитков и соков, отчасти благодаря интенсивным рекламным кампаниям производителей этих продуктов. Именно поэтому производителей чая в Индии, Шри-Ланка и других странах так волнуют вопросы сбыта продукции. Тем более, что по данным FAO, прогнозируется ежегодный рост производства чая на 2,8%.

 

Россия, наряду с Англией, является крупнейшим игроком на чайных аукционах. Россией импортируется 90% внутреннего потребления продукта. Большую долю импорта составляет черный байховый чай (95% импорта, 58% предпочтений населения).

 

В Бразилии разрабатываются планы возвращения на мировой чайный рынок после 10-летнего перерыва и расширения производства чая за счет обновления плантаций. В 2000/01 году в стране предполагается произвести около 4 тыс. т чая, подавляющая часть которого предназначена для экспорта. В предстоящие четыре года его выпуск будет доведен до 7 тыс. т, а еще через несколько лет - до 10 тыс. т. Доля экспорта в производстве составит 90%. Основное количество бразильского чая предполагается экспортировать в США. Частично он будет поставляться и в западноевропейские страны. Наивысший уровень производства чая был зарегистрирован в начале 80-х годов (11 тыс. т). Площади под ним в тот период составляли около 6 тыс. га. К 1996/97 году производство снизилось до 3 тыс. т. Планы увеличения выпуска и экспорта чая связываются с повышением мировых цен на этот товар и девальвацией бразильского реала.

 

Вьетнамская чайная промышленность планирует в ближайшие несколько лет повысить доходы от экспорта до USD 300 млн., если сохранится тенденция значительного роста экспорта, наблюдаемая в течение последних 8 месяцев.

По данным Вьетнамской Чайной Ассоциации (ВЧА), производство чая повысился на 25% в этом году, а экспорт, в свою очередь, вырос на 32%.

Представители ВЧА считают, что наиболее важным шагом на пути к увеличению экспорта является повышение качества выращиваемого чая. Главное внимание будет уделено обновлению чайного оборудования, например чайных сит, а также совершенствованию производственных технологий и технологий обработки.

Бывший заместитель премьер министра Нгуен Конг Тан заявил, что государство профинансировало чайную индустрию для закупки новых сит и засадки 20 млн. чайных черенков.

Господин Тан, занимающий пост советника Ассоциации, советует также сделать акцент на создании новых высококачественных чайных плантаций в северных горных провинциях Туен Куанг, Као Банг и Сон Ла.

Эксперты согласны с тем, что для производства 200 тыс. тонн сухого чая общая площадь плантаций должна составлять не менее 150 тыс. гектар.

Председатель Ассоциации Нгуен Ким Фонг считает, что расширение общей площади плантаций приведет к повышению цен на вьетнамский чай на мировом рынке до 10 USD/кг, таким образом, планируемый уровень доходов от экспорта (USD 300 млн.) станет вполне достижимым.

Однако перед чайной промышленностью все еще стоят нерешенные задачи. Многие чаеперерабатывающие фабрики сталкиваются с проблемой нехватки сырья, т.к. темпы развития технологий переработки чая опережают рост урожайности.

Вьетнамская Чайная Корпорация, крупнейший в стране производитель чая, напрямую закупает лишь 49,7% сырья. Остальная же часть сырьевой продукции закупается на местных чайных рынках.

Использование устаревшей агротехники приводит к тому, что фермеры возделывают всего 50-60% от общей площади своих плантаций.

Низкая цена чая связана с появлением на международном рынке вьетнамского чая плохого качества, а также с неспособностью вьетнамских фермеров повысить качество продукции.

Некоторые чайные компании предприняли попытку производить качественные, элитные чаи, такие как “лотос”, “жасмин” и “хризантема”. Стоимость таких чаев составляет 100 или более долларов за килограмм.

За последнее время экспорт вьетнамского чая увеличился в более чем 40 странах. В таких странах как Пакистан, Сирия и Америка экспорт возрос на 200-320%, в то время как в Германии, Польше, Турции и Саудовской Аравии объемы экспорта сократились.

 

 

Импорт чая

После резкого спада в 1992-1994 гг. в связи с институциональной перестройкой импортные поставки чая стабилизировались на уровне 150-160 тыс. тонн, который можно считать равновесным. Это в год, т.е. в месяц получается в среднем 12,5-13 тыс. тонн.

Даже августовский кризис 1998 года не оказал на рынок существенного влияния. Незначительное снижение было в конце года, однако, в начале 1999 года ситуация стабилизировалась.

Россия импортирует главным образом черный чай, на который приходится более 95% поставок. Возросла доля расфасованного чая – в 1997 году – 70% (в СССР поставлялся в основном нефасованный чай, который смешивался и фасовался отечественными фабриками).

 

В первом полугодии 2002 года импорт чая в Россию составил 81, 6 тыс. тонн, что на 14, 8% больше поставок за тот же период прошлого года (71, 1 тыс. тонн). Такие данные предоставил ГТК РФ.

В последнее время заметно выросло потребление россиянами чая в пакетиках (рост данного сегмента составляет 10 - 15% в год, а доля чайного рынка в настоящее время - 20%), а также зеленого чая (рост - 15 - 20%, доля - 3 - 5%). Однако главным образом Россия импортирует, да и потребляет преимущественно черный чай, на который приходится около 80% поставок.

В 2001 году объем российского чайного рынка составил около 150 - 160 тыс. тонн, что в пересчете на душу населения означает: среднестатистический россиянин ежегодно потребляет 1 - 1, 2 кг чая.

В настоящее время крупнейшими игроками российского рынка чая, на долю которых приходится порядка 60% рынка, являются "Орими-Трейд" (доля рынка - около 27%), "Май" (13%), "Юнилевер" (12%), "Ахмад" (6%).

 

По данным ГТК РФ в январе-июле 2002 года импорт чая вырос на 21,3% до 136,4 млн. долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. (среднее значение).

 

Посмотреть: с июня 1997 года установлена таможенная пошлина на фасованный чай в размере 20%, что может привести к увеличению доли поставки нефасованного чая.

 

Динамика и товарная структура импорта чая в Россию

 

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Объем, тонн

91759,3

147 491

118 520

158 162

150 225

161 086

Стоимость, тыс. долл.

260 368,3

291 410,7

202 930,8

281 155

311 627

283 007

Средняя цена, долл. кг.

2,84

1,98

1,71

1,78

2,07

1,76

Черный чай, всего

Объем, тонн

-

145 983

113 457

151 473

147 379

-

Стоимость, тыс. долл.

-

289 599

198 596,3

275 635,9

307 590,4

-

Средняя цена, долл. кг.

-

1,98

1,75

1,82

2,09

-

Доля в общем объеме импорта чая, %

-

98,98%

95,73%

95,77%

98,11%

-

В т.ч. расфасованный чай (упаковка до 3 кг)

Объем, тонн

-

80 210

65 633

108 799

100 655

-

Стоимость, тыс. долл.

-

189 515,6

139 823,9

213 554,5

233 202,9

-

Средняя цена, долл. кг.

-

2,36

2,13

1,96

2,32

-

Доля в общем объеме импорта черного чая, %

-

54,94%

57,85

71,83%

68,3%

-

В т.ч. балковый чай

Объем, тонн

-

65 773

47 824

42 674

46 724

-

Стоимость, тыс. долл.

-

100 083,4

58 772,4

62 081,4

74 387,5

-

Средняя цена, долл. кг.

-

1,52

1,23

1,45

1,59

-

Доля в общем объеме импорта черного чая, %

-

45,06%

42,15%

28,17%

31,70

-

Зеленый чай

Объем, тонн

-

1 508

5 063

6 689

2 846

-

Стоимость, тыс. долл.

-

1 811,7

4 334,5

5 519,1

4 036,6

-

Средняя цена, долл. кг.

-

1,20

0,86

0,83

1,42

-

Доля в общем объеме импорта чая, %

-

1,02%

4,27%

4,23%

1,89%

-

 

Географическая структура импорта чая (1999 год):

- Азия – 93,58%

в т.ч.

- Бангладеш – 1,15%

- Индия – 71,09%

- Китай – 4,24%

- Шри-Ланка – 15,84%

- Европа – 0,35%

- Северная и Южная Америка – 1,64%

- Африка – 0,16%

- СНГ – 4,23%

в т.ч.

- Грузия – 3,52%

 

Крупнейший экспортер Индия. Это связано с межправительственным соглашением 1994 года, определяющим порядок погашения долга бывшему СССР. В соответствии с ним платежи за чай могут совершаться в клиринговых рупиях и освобождены от НДС. Благодаря этому общий размер таможенных сборов за фасованный чай уменьшается до 15% по сравнению с 38%, в сравнении с Шри-Ланкой.

 

Особое внимание необходимо уделять таможенному регулированию

С 01 июня 1997 года (необходимо посмотреть более свежую информацию) таможенные пошлины составляют:

- фасованный чай  (в упаковках не более 3 кг) – до 20%  (но не менее 0,4 экю за кг)

- балковый чай – 5%.

Однако, все основные поставщики чая (в т.ч. Индия, Шри-Ланка, Китай, Индонезия) включены в список пользователей схемой преференций РФ, к которым применяется ставка таможенной пошлины  в размере 75% от базовой. Бангладеш, Малави, Маврикий, Камбоджа и Лаос причисляют к наименее развитым странам, товары которых не облагаются пошлиной.

Таможенные органы собирают также НДС в размере 20%. Однако, импорт чая из Индии, Индонезии, Вьетнама и Бангладеш производится в погашение их госдолга бывшему СССР и поэтому освобождается от налога.

 

Код товара по ТН ВЭД

Краткое наименование товара

Ставка пошлины (в % от тамож. стоим. либо в экю)

0902 10 000,
0902 30 000

Чай ароматизированный или неароматизированный, в упаковках, массой нетто не более 3 кг

20, но не менее 0,40 экю за 1кг

0902 20 000,
0902 40 000

Прочий чай

5

 

Поставщикам иностранных марок чая в скором времени предстоит сделать выбор: вложить деньги в строительство чаеразвесочного производства в России или сосредоточить свои усилия на поставках уникальных сортов чая именитых иностранных компаний. В противном случае фирме придется нелегко.

Чиновники всерьез собираются поднять пошлины на импорт расфасованного чая и готовятся к этому основательно. Чем это обернется - известно из истории. Чуть больше 5 лет назад, а именно с 1 июня 1997 года, Правительство РФ в 2 раза с 10 до 20% увеличило ставки импортных пошлин на фасованный черный и зеленый чай. С тех пор доля рынка расфасованного за пределами России чая сократилась с 85 до 48%.

По действующему законодательству, ставка составляет 20% таможенной стоимости товара, но не менее 0,4 евро за кг. И если Правительство России примет предложение, специфическая ставка пошлины увеличится с 0,4 евро до 0,8 евро за кг. На сырье для чаеразвесочных фабрик таможенная пошлина останется прежней - 5% от таможенной стоимости.

Скорее всего, все так и случится. В конце июня текущего года в Министерстве сельского хозяйства России состоялось совместное совещание с руководством Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"). Минсельхоз поддержал предложение российских производителей по разделению товарных кодов на чай и повышению пошлин на ввоз пакетированного чая.

За счет повышения импортных пошлин отечественные чаеразвесочные фабрики рассчитывают удержать позиции в сегменте пакетированного чая, на который приходится около 25% всего чайного рынка России.

По подсчетам специалистов "Росчайкофе", российские компании могут полностью обеспечить потребности рынка в пакетированном чае. Однако сделать это можно будет только в случае ограничения поставок пакетированного чая из-за границы. На импортную продукцию приходится около 48% совокупного объема продаж. Из-за чего мощности большинства российских чаеразвесочных фабрик не загружены полностью.

 

В конце прошлой недели правительством Индии была одобрена специальная программа по поддержке экспорта индийского чая. Только на продвижение чая в основных странах-потребителях будет израсходовано порядка $10 млн. Большая часть этой суммы пойдет на рекламу индийского чая в России: за три последних года экспорт чая из Индии в нашу страну сократился в 2,5 раза.

Программа по поддержке экспорта индийского чая, рассчитанная на пять лет, была разработана специальным правительственным комитетом, в который вошли представители индийских министерства коммерции, совета по чаю и чайной индустрии. По планам разработчиков, за это время доходы страны от экспорта чая должны увеличиться в два раза. Помимо рекламных вложений программа предусматривает господдержку экспортеров индийского чая. Им будет предоставлен ряд льгот, от снижения акцизов до минимизации транспортных расходов. До сих пор страны-экспортеры ограничивались поддержкой местных сельхозпроизводителей. Причина столь беспрецедентного шага очевидна – Индия сдает свои позиции на мировом рынке чая.

Достаточно сказать, что за три последних года ввоз индийского чая в Россию сократился со 110 тыс. тонн (в 1999 году) до 45 тыс. тонн (в 2002 году). При общем объеме экспорта чая из Индии в 187 тыс. тонн наша страна до недавнего времени являлась одним из основных потребителей этого продукта. Аналитики рынка называют две причины такого резкого спада. Во-первых, ужесточение конкуренции на мировом рынке, где заметно усилились позиции Вьетнама и Индонезии. Во-вторых, в России наблюдается устойчивый рост спроса на дорогие чаи, в то время как индийские сорта представлены у нас в основном в нижнем ценовом сегменте.

Чтобы как-то восстановить свои позиции на российском рынке, большая часть из отпущенных на рекламу $10 млнудет потрачена в России. По словам директора по содействию чайному бизнесу в России при посольстве Индии в Москве Тапана Кумара Чакраборти (Tapan Kumar Chakraborty), до конца 2002 года на рекламу индийского чая в нашей стране будет потрачен $1 млн. Основные игроки рынка считают, что этой суммы хватит для того, чтобы предотвратить дальнейшее снижение импорта индийского чая, но недостаточно для восстановления его позиций на рынке. Для сравнения: государственный чайный трест Вьетнама VinaTea выделил на рекламу своей продукции в России $700 тыс. (при том, что вьетнамцы планируют экспортировать в Россию всего порядка 10 тыс. тонн чая).

Основные импортеры индийского чая в Россию – торговый дом "Гранд", "ОримиТрейд" и "Май" – считают, что ситуация поправима. По словам гендиректора "Гранда" Александра Борисова, необходимо вывести на рынок брэндированный чай, позиционирующийся в более высокой ценовой категории.

 

В сентябре должно вступить в силу Постановление Правительства № 589 от 12.08.02 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации". Согласно этому документу код ТН ВЭД РФ 0902 10 000 0 на зеленый фасованный чай разделят на код 0902 10 000 1 для расфасованных в одноразовые пакетики зеленых чаев и код 0902 10 000 9 для зеленых чаев расфасованных в пачки.

Аналогичные изменения коснуться и кода ТН ВЭД РФ 0902 30 000 0 на черный фасованный чай. Для расфасованных в одноразовые пакетики будет действовать код ТН ВЭД РФ 0902 30 000 1, для расфасованных в пачки - 0902 30 000 9. При этом ставки таможенных пошлин останутся прежними.

Предполагается, что после сбора статистических данных по объему импорта и декларируемым ценам на фасованный чай, импортируемый в Россию, Правительство примет решение по увеличению специфической составляющей на импорт чая по кодам 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 с нынешних 0,4 евро до 0,8 -1 евро за кг. при сохранении адвалорной ставки в 20%.

 

Отечественная чайная промышленность

4 из 13 существующих чайных фабрики остановили производство, большинство оставшихся используют только 10-15% своих мощностей (исключение составляют только московская и уфимская фабрики, работающие с 40-50%-ной загрузкой). Производственные линии, построенные в советское время, в большей мере изношены (например, на фабрике «Teastan», введенной в эксплуатацию в 1943 г., коэффициент износа составляет 54%, на Аютинской фабрике – 71%). В целом объем производства в российской чайной отрасли по сравнению с пиковым 1990 г. (80,7 тыс. тонн) в 1999 г. сократился более чем в 10 раз.

 

Переработка чая в России, тонн

1995

1996

1997

1998

1999

29 549

19 355

24 362

12 657

7 916

 

Региональная структура переработки (1998 г)

- г. Москва – 59,68%

- Московская обл. – 4,35%

- Рязанская обл. – 0,05%

- Ярославская обл. – 0,28%

- Липецкая обл. – 0,06%

- Татарстан – 0,02%

- Краснодарский край – 2,06%

- Ростовская обл. – 0,21%

- Башкортостан – 33,3%

 

Три основные фабрики: Московская чаеразвесочная фабрика, «Teastan», «Русский продукт»

 

Проекты и сроки реализации:

- чаеразвесочная фабрика в г. Фрязино (Московская обл.) – компания «Май» - 1999-2000 – 50 тыс. тонн

- чаеразвесочная фабрика «Невские пороги» г. Санкт-Петербург – «Orimi Trade» - 2000 – 14,4 тыс. тонн

 

В июле совместное предприятие "Рус Импра", учредителями которого являются российская компания "Русский чай" и цейлонская "Империал Ти", объявили об открытии в Московской области фасовочного производства чая под торговой маркой "Импра".

Проектная мощь производства оценивается 100 тонн в месяц

 

Вопрос: необходимо посмотреть результаты реализации этих проектов?

 

Внутренне потребление

 

В соответствии с установленными нормами прожиточный минимум взрослого россиянина включает 500 грамм в год, ребенка – 370 грамм. Количество жителей на 01.01.2002 г. составляло 140 млн. чел., следовательно минимальный  объем рынка – 70 000 тыс. тонн. в  год.

Пример: Наиболее корректным представляется расчет исходя из того, что каждый россиянин в день выпивает одну чашку чая (для усреднения один чайный пакетик) с 2 граммами чая. В год это получается 730 грамм. Таким образом, минимальный объем рынка оценивается уже в 102 200 тыс. тонн чая.

В советском общепите существовала норма заварки – 4 грамма на 1 литр кипятка. К примеру, англичане используют 25-30 грамм, индусы – 45 грамм.

По оценке экспертов в 1997 году россияне потребляли 147-160 тыс. тонн чая. Среднегодовое потребление на одного человека составило 1 460 грамм. Однако, существует вероятность ошибки.

 

В 1999 году среднее потребление чая составляло 5, 26 чашек в день, из которых 2,74 чашки – на работе.

- любят – 54%

- привыкли – 39%

- находят полезным для здоровья – 28%

- находят сравнительно дешевым – 16%

 

Среднедушевое потребление чая: 1997 год – 1,2 кг, 1998 – 1,1 кг.

 

В среднем чай покупают два раза в месяц по 1,7 пачки.

 

Сравнение потребления в России и в Финляндии

 

Доля чая и кофе в структуре потребительских расходов домашних хозяйств:

- 1993 – 0,6%

- 1994 – 0,6%

- 1995 – 1,2%

- 1996 – 1,3%

- 1997 – 1,4%

- 1998 – 2,3%

 

По исследованию МИЦ, 93% населения России пьют чай, компания Gallup Media Russia в результате анализа рынка получила значение - 98,5%. По данным государственной статистики, потребление чая в России - 1,5 кг на одного человека в год, в Англии этот показатель от 2,5 кг, тогда как структуры потребления чая обеих стран похожи. Это показывает возможности развития чайного рынка. Чай именно тот продукт, потребление которого в регионах России превышает показатели потребления чая в крупных городах. Причем основными «любителями» чая считаются регионы Севера, Сибири и Кавказа.

 

По замечаниям представителей московских оптовых компаний, спрос на чай имеет сезонный характер. Характерен спад в летние месяцы, когда на смену чаю приходят прохладительные напитки и соки, и рост спроса на чай в осенний период, причем иногда даже выше, чем в зимние месяцы.

 

Самым популярным местом покупки чая остается для потребителей мелкооптовый рынок (67%).

 

Структура потребления чая в регионах

 

Факторы, влияющие на потребление

- уровень доходов

- взаимозаменяемость напитков

- цены

 

Чайные компании на российском рынке:

«Май»

«Никитин»

«Орими Трейд»

«Юта»

«Гранд»

Unilever

Ahmad

«Московский чай»

«Международный дом чая»

«Люта»

«Форсман»

Tetley Overseas Limited
Tata Tea

J.V. Gokal

Agio

M.J.F. Exports

Jafferjee Brothers

 

Основные марки чая:

Беседа, Принцесса Гита, Brooke Bond, Ahmad, Lipton, Pickwick, Twinings, Dilmah, Milford, Tetley, Madison, Edwin, Gokal, Майский чай, Никитин, Индийский чай, Бодрость, Московский чай.

 

производители оборудования для упаковки и фасовки чая из Аргентины, Германии, ИталииBarbarella S.A., IMA S.p.A., MAI S.A., ROBERT BOSСH GmbH Packaging Machinery Division, Teepack Spezialmaschinen GmbH & Co. KG и другие;

 

 

 

 

Российский рынок чая - ТРЕТИЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ РЫНОК ЧЕРНОГО ЧАЯ в мире после Индии и Великобритании. Его доля - 140 млн тонн в год по объему, $350 млн в денежном выражении

 

ЧЕРНЫЙ ЛИСТОВОЙ ЧАЙ - САМЫЙ КРУПНЫЙ СЕГМЕНТ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ

Сегментация по типу AC Nielsen, 2001,в % от стоимости

 

ЧАЙНЫЕ ПАКЕТИКИ - НАИБОЛЕЕ БЫСТРО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ СЕГМЕНТ НА РЫНКЕ ЧАЯ

Причины роста популярности пакетированного чая:

  • Тенденция роста чайных пакетиков наблюдается во всем мире
  • Ускорение темпа жизни непременно ведет к росту потребления чайных пакетиков
  • Увеличение доходов российских граждан влечет за собой увеличение потребления чайных пакетиков
  • В таких крупных городах, как Москва и Стетербург доля чайных пакетиков еще выше: Москва - 44,8% в денежном выражении, Стетербург - 43,3% в денежном выражении (источник AC Nielsen, декабрь-январь 2001)

Динамика роста сегмента чайных пакетиков AC Nielsen, декабрь-январь 2001, в денежном выражении

 

Экспертами чайного рынка прогнозируется дальнейший рост чайной промышленности, чему способствует система таможенных пошлин на чай и некоторые тенденции во внутреннем потреблении. Основная из них – более высокие требования к качеству чая у потребителей. Причем особенно важно, что повышаются требования и у населения регионов, а они являются основными потребителями чая. Именно поэтому, некоторые производители дешевого отечественного чая вынуждены сокращать производство, а крупные иностранные компании задумываются об открытии своих производств в России. Растет спрос даже на эксклюзивные дорогие сорта чая. Увеличивается доля потребления пакетированного чая (15% предпочтений) из-за удобства потребления, зеленого и травяного чая, чая с добавками, особенно популярны марки с бергамотом и лимоном. Эти ниши на рынке раньше полностью принадлежали иностранным компаниям, но постепенно их начинают осваивать и отечественные операторы рынка.

 

Обзор чайного рынка по состоянию на 27 сентября 2002 г.

Шри-Ланка. Количество чая, предложенное на аукционе 24-25.09.2002, составило 5,16 млн. кг. Низкорастущие чаи: крупнолистовые ОР – лучшие чаи немного подешевели, остальные в основном подорожали; ОР1 – лишь некоторые лучшие чаи остались на прежнем уровне, прочие подешевели; OPА – лучшие самые дорогие чаи значительно подешевели, другие лучшие чаи остались на прежнем уровне, прочие слегка подорожали; PEKOE – чаи самого низкого качества подорожали, прочие подешевели; FBOP – чаи с хорошим настоем немного подорожали, остальные подешевели; BOP, BOPF – продавались по ценам прошлого аукциона. Высокогорные чаи: BOP, BOPF – в основном подешевели, особенно чаи с ухудшившимся качеством; подорожали лишь BOP с западных плантаций. Количества, предложенные на следующие аукционы: 1-2.10.2002 - 5.36 млнг, 08-09.10.2002 – 5.16 млн.кг. В большинстве чаепроизводящих районах в середине и конце прошлой недели наблюдались моросящие дожди. Сборы чайного листа в западных и восточных районах острова несколько увеличились. Низкорастущие чаи не демонстрируют каких либо заметных изменений.

Индия. Ситуация на северо-индийских аукционах на прошедшей неделе оставалась в целом спокойной. Поступления на аукцион гранулы сорта Ассам продолжает снижаться, в связи с чем произошло их незначительное подорожание. Цены на южно-индийские сорта чая существенных изменений за прошедшую неделю не претерпели. Активность спекулянтов и перекупщиков снизилась. Дальнейшего снижение цен на рынке в ближайшие две недели ожидать не стоит, поскольку объем предложения ненормально низкий. Это связано не только со сниженным объемом производства, но и с недостатком дождей. Согласно прогнозу, дожди ожидают в конце сентября, поэтому рост поступления на аукцион следует ожидать ближе к концу октября.

Кения. 23 сентября в Момбасе состоялся 37-ой аукцион. Общий спрос улучшился. BP1: более яркие подорожали до 3 центов, средние стабильны или вниз до 7 центов, ниже средних и посредственные стабильны. PF1: яркие стабильны или чуть вниз, средние вверх на 3-6 центов, ниже средних ровно, посредственные стабильны или до 11 центов вниз. PDUST: по лучшим градациям наблюдалась активная конкуренция, и они подорожали на 6-10 центов, а прочие яркие сорта были стабильны или дороже до 10 центов; средние вверх на 1-8 центов; ниже средних ровно или выше до 5 центов; посредственные колебались от –2 до +4 центов/кг. D1: ряд ярких лотов подорожал на 9-26 центов, в то время как другие яркие чаи были стабильны или выше до 13 центов; средние изменялись от –2 до +6; ниже средних ровно или до 7 центов выше; посредственные менялись в диапазоне от –25 до +2. Во вторичном каталоге чистые, хорошо отсортированные Фаннингсы и Дасты в основном дешевели, за редким исключением; другие чаи и BMF были близки к прошлым уровням, в то время как более фиброваный Даст подешевел. Пакистанские блендеры, Йемен и другие страны Ближнего Востока демонстрировали сильный спрос, а Великобритания, хотя и избирательна, но увеличила активность. Судан активен, Египет присутствовал, Россия и Восточная Европа продолжают покупать на прежнем уровне. Пакистанский Базаар снизил активность, т.к. Афганистан прекратил закупки. Сомали и Эфиопия покупали традиционные для этих рынков фиброваные фаннингсы.

Малави. На этой неделе аукциона не было.

Индонезия. На аукционе в Джакарте 25 сентября отмечался нестабильный спрос с большим интересом к чаям с хорошим настоем и внешним видом. К продаже было выставлено 14660 мешков. Среди покупателей блендеры-экспортеры, Сингапур/Малайзия, Пакистан и Ближний Восток активно соперничали с Lipton/Unilever и Европой. Основные яванские листовые чаи в основном подешевели на 1-3 цента: Dust до 14 центов, BOP на 3 цента, BOPF и PF на 2 цента, BOP1 на 1 цент; BT стабилен, BT2 незначительно выше. Многие PF и Dust были сняты с торгов при котировках на 3-10 центов ниже уровня прошлого аукциона. Суматранские листовые чаи колебались в диапазоне от –3 до +5, но в среднем остались практически на прошлых уровнях. Гранулированные чаи колебались у прошлых уровней, причем были сняты с продажи многие PF1. На плантациях сохраняется сухая солнечная погода. На следующем аукционе к продаже будет предложено 16400 мешков.

Бангладеш. На торгах в Читтагонге котировки на гранулированные сорта чая снизились на 2 – 4 USC. Афганские покупатели проявляли высокую активность в сегменте мелкой гранулы.

Вьетнам. Сезон во Вьетнаме близится к завершению. Уровень цен на чай всех сортов и градаций выше чем в прошлом году. Однако, в связи с продолжающейся ситуацией неопределенности в отношении возможной войны в Ираке, остается не вполне ясной судьба законтрактованных и пока не вывезенных из Вьетнама объемов чая. Изменение мировой политической ситуации может серьезно повлиять на вьетнамские цены.

Китай. В провинциях Хайнань и Аньхуэй наблюдается засуха, что привело к падению сборов чайного листа. В провинции Чжецзян погода хорошая и сборы листа находятся на максимальном уровне, при этом цены на экспортные градации зеленого чая заметно снизились из-за больших складских запасов. В провинции Хунань погодные условия хорошие, экспортные объемы растут, в то время как Сычуань испытывает трудности с экспортом низкокачественного чая. Юннань успешно продает качественные черные и зеленые чаи, а качество жасминового чая ухудшилось.

 

Диапазон средних цен на байховые (листовые) и гранулированные чаи в USD/кг (балк):

Страна /

Аукцион

Черные байховые

Черные СТС

Зеленые байховые

Индия

Калькутта

Гувахати

Кочин

Кунур

 

1,20 – 2,14

-

1,10 – 1,25

-

 

1,06 – 1,65

1,07 – 1,70

-

0,80 – 0,85

 

-

-

-

-

Индонезия

Джакарта

0,80 – 1,33

0,77 – 1,46

0,92 – 1,70

Момбаса:

Кения

Уганда

Танзания

Малави

 

-

-

-

-

 

1,31 – 1,63

1,18 – 1,32

1,27 – 1,43

0,99 – 1,27

 

-

-

-

Малави

(Лимбэ)

 

-

 

0,68 – 1,24

 

-

Китай (КНР)

0.77 – 2.50

0.54 – 1.12

0.56 – 2.20

Вьетнам

0,98 – 1,26

-

-

Шри Ланка

Коломбо

 

0,55 – 2,60

 

1,29 – 2,69

 

-

Бангладеш

-

1,03 – 1,16

-

 

 

РЕЗЮМЕ:

  1. Объемы чайных плантаций и производство чайного листа в России неуклонно снижается и составляет примерно 1,5 тыс. тонн в год или 1% от среднего объема рынка.
  2. Средний объем российского рынка оценивается в 160 тыс. тонн чая в год или около 400 млн. долл. США
  3. Крупнейшие мировые экспортеры чая: Индия (до 1 млн. тонн в год), Шри-Ланка – более 200 тыс. тонн, Индонезия – 160 тыс. тонн, Вьетнам – планирует довести до 200 тыс. тонн, Бразилия – до 10 тыс. тонн, Китай, Бангладеш, Зимбабве.
  4. Мировая торговля чаем организована по системе чайных аукционов. Значение имеет цена, место и время произрастания, технология сбора, характеристика чайного листа).
  5. Прогнозируемый ежегодный рост мирового производства чая составляет 2,8%
  6. Крупнейшие импортеры чая – Россия, Англия.
  7. Импорт чая в Россию составляет в среднем 150-160 тыс. тонн в год. Из этого объема 95% - это черный чай.
  8. В I полугодии 2002 года в Россию было импортировано 81,6 тыс. тонн чая.
  9. Доля пакетированного чая выросла до 20% (в структуре общего потребления чая), доля зеленого чая составляет – 3-5%%. Темпы роста пакетированного чая – 10-15%% в год, зеленого чая – 15-20%% в год.
  10. Крупнейшие игроки российского рынка чая: Орими Трейд – доля рынка около 27%, Май – 13%, Юнилевер – 12%, Ахмад – 6%.
  11. Крупнейшие страны импортеры чая в Россию: Индия – 71%, Шри-Ланка – 16%, Китай – 4,24%, Грузия – 3,52%.
  12. Существует система преференций (снижения таможенных пошлин) для Индии, Шри-Ланки, Китая, Индонезии. Поставки чая из Бангладеш, Малави, Маврикий, Камбоджа не облагаются НДС.
  13. На фасованный импортируемый чай к концу 2002 года планируется увеличение таможенной пошлины в два раза. Российские чаеразвесочные фабрики имеют перспективу увеличения объемов производства.
  14. Страны импортеры – Индия, Шри-Ланка, Вьетнам, принимают программы по продвижению и популяризации свой продукции в России.
  15. Потребность в услугах чаеразвесочных фабрик в настоящее время с лихвой перекрыта. Большинство фабрик имеют значительный износ основных фондов. Новые фабрики: Фрязино («Май»), «Невские просторы» (Орими Трейд), Импра обладают годовой производственной мощностью в 66,6 тыс. тонн. Основная концентрация производства это Центральная Россия (Москва и Санкт Петербург).
  16. Среднегодовое душевое потребление чая в России – 1,5 кг. В Англии – 2,5 кг. Пьют чай в России 98,5% населения.
  17. Потребление чая носит сезонный характер.
  18. При росте благосостояния населения начинают пить более качественные и изысканные сорта чая.
  19. Чай является заменяемым товаром.
  20. Пик цен на чай был достигнут в 1998 году. В перспективе в учетом развивающейся конкуренции цены на чай будут падать.
  21. Фактор погоды имеет очень сильное влияние на цену чая.
  22. Чай заменяет кофе, и наоборот, поэтому неурожаи кофе и рост цен на кофейное сырье будут неизбежно приводить к сезонным колебаниям спроса на чай.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Потолок российского рынка чая – 200 тыс. тонн в год.
  2. При вложении денег в оптовую торговлю необходимо развивать взаимоотношения со странами, имеющими преференции и озабоченными продвижением своей продукции. Обязательным условием является участие в чайных аукционах.
  3. Розничная торговля должна делать упор на ассортиментную политику при реализации чая. Организация специализированных магазинов или отделов в магазинах, с торговлей сопутствующими товарами (посуда, атрибутика, товары к чаю).
  4. В силу культурных и исторических особенностей России, возможна реализация проекта по созданию специализированных чаевен, когда люди могут собираться в семейной обстановке вокруг самовара.
  5. Импортировать выгоднее станет нефасованный (балковый) чай.
  6. Строительство мелкой или средней чаеразвесочной фабрики для фасовки и пакетирования чая. Перспективность производства обуславливается потенциалом роста и потребления пакетированного чая, холодного чая, травяных чаев в пакетиках. Расположение фабрики – Урал или Сибирский регион.
  7. Строительство современной технологичной фабрики могло бы способствовать созданию альянса с импортерами чая по его дальнейшей реализации (реэкспорту) фасованного чая в Европу и на Ближний Восток. Высокая рентабельность будет обеспечиваться низкой себестоимостью. Основные моменты: технологическое оборудование, качество, логистика и организация сбыта, упаковка.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz