Рынок чая в России
Горячий напиток чай имеет определенную социальную значимость. Является
самым дешевым напитком.
В бывшем СССР основным производителем чая была Грузия, являющаяся сейчас
независимым государством. После ее отделения самообеспеченность России чаем
крайне низка – всего около 1% в последние годы.
Таблица. Выращивание чайного листа в России
|
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Площадь чайных насаждений, тыс. га |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
Из них в продуктивном возрасте |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
Производство чайного листа, тыс. тонн |
8,14 |
7,24 |
7,63 |
3,96 |
4,35 |
2,40 |
1,60 |
1,50 |
1,93 |
Урожайность, с 1 га |
5,43 |
4,83 |
5,09 |
2,64 |
2,90 |
1,60 |
1,07 |
1,07 |
1,38 |
Вследствие климатических условий выращивание чая в России очень ограниченно.
Оно возможно только в Краснодарском крае (Адыгея, район Сочи).
Для выращивания высококачественного чая, соответствующего лучшим мировым
аналогам по содержанию микроэлементов и витаминов, в общей сложности пригодны
только 9 500 га. Фактически же использовалось максимум 1 800 га в
1985 году, и с тех пор площади неуклонно сокращаются.
Общий объем российского рынка оценивается в 160 тыс. тонн. Собственное
производство в России сегодня менее 1% общего объема потребления. Основными
производителями отечественного чая являются Адлерская
и Дагомысская чайные фабрики (Краснодарский край).
Недостаток отечественного сырья в том, что, несмотря на высокие вкусовые
характеристики лучших сортов, краснодарский чай особо чувствителен к
климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке,
в результате которых теряются и вкус и аромат. Такой же недостаток у сырья
стран ближнего зарубежья Грузии и Азербайджана. Наиболее
известными считаются следующие чаеразвесочные фабрики Московская, Рязанская, Иркутсткая, Уфимская, фабрика "Гранд" в Сходне,
"Май" во Фрязине, "Амтел"
в Королеве, фабрика «Невские просторы» (Всеволжский
район). Но на некоторых из них отмечается падение объемов производства,
отчасти из-за месторасположения фабрик. Структура транспортных потоков такова,
что продукция чаеразвесочных фабрик Москвы и Санкт-Петербурга легко попадает в
регионы, тогда как региональные фабрики часто испытывают трудности с дистрибьюцией своей продукции. Это главная причина
остановки Иркутской чаеразвесочной фабрики. И именно поэтому все недавно
построенные фабрики расположены вблизи крупных городов.
В течении последнего десятилетия как сбор, так и
урожайность чайного листа существенно сократились – примерно в 4 раза.
Резюме: отечественное выращивание чая никогда не сможет покрыть потребность
в нем, которая практически полностью удовлетворяется за счет импорта.
Мировое производство чая
Крупнейшими экспортерами чая на мировом рынке
являются такие страны, как Индия (до 1 млн.), Шри-Ланка (более 200 тыс. тонн),
Индонезия (160 тыс. тонн), Китай, Кения (250 тыс. тонн), Бангладеш, Зимбабве. Специфика данного продукта объясняет
особенности торговли чаем на мировом рынке. Форма торговли – аукционная:
крупные чайные аукционы организуются в Индии и
Шри-Ланка. Чай – продукция очень требовательная к условиям, времени хранения и
транспортировке. Для покупателей на данных аукционах имеет значение не только
порядок цен, но и место произрастания, время и технология сбора, характеристики
самого листа. Эксперты отмечают, что значительный рост цен на чай происходит на
аукционах раз в десять лет (последний рост цен
отмечался в 1998 году). На уровень цен влияют такие факторы, как климатические
условия в районах местонахождения плантаций, тенденции мирового спроса и
потребления. В странах-экспортерах и странах Западной Европы предпочтения
потребителей смещаются в сторону потребления прохладительных напитков и соков,
отчасти благодаря интенсивным рекламным кампаниям производителей этих
продуктов. Именно поэтому производителей чая в Индии, Шри-Ланка и других
странах так волнуют вопросы сбыта продукции. Тем более,
что по данным FAO,
прогнозируется ежегодный рост производства чая на 2,8%.
Россия, наряду с Англией, является крупнейшим игроком на чайных аукционах. Россией импортируется 90% внутреннего потребления продукта. Большую долю импорта составляет черный байховый чай (95% импорта, 58% предпочтений населения).
В Бразилии разрабатываются планы возвращения на мировой чайный рынок после
10-летнего перерыва и расширения производства чая за счет обновления плантаций.
В 2000/01 году в стране предполагается произвести около 4 тыс. т чая,
подавляющая часть которого предназначена для экспорта. В предстоящие четыре
года его выпуск будет доведен до 7 тыс. т, а еще через несколько лет - до 10
тыс. т. Доля экспорта в производстве составит 90%. Основное количество
бразильского чая предполагается экспортировать в США. Частично он будет
поставляться и в западноевропейские страны. Наивысший уровень производства чая
был зарегистрирован в начале 80-х годов (11 тыс. т). Площади под ним в тот
период составляли около 6 тыс. га. К 1996/97 году производство снизилось до 3
тыс. т. Планы увеличения выпуска и экспорта чая связываются с повышением
мировых цен на этот товар и девальвацией бразильского реала.
Вьетнамская чайная промышленность планирует в ближайшие несколько лет
повысить доходы от экспорта до USD 300 млн., если сохранится тенденция значительного роста экспорта,
наблюдаемая в течение последних 8 месяцев.
По данным Вьетнамской Чайной Ассоциации (ВЧА), производство чая повысился на
25% в этом году, а экспорт, в свою очередь, вырос на 32%.
Представители ВЧА считают, что наиболее важным шагом на пути к увеличению
экспорта является повышение качества выращиваемого чая. Главное внимание будет
уделено обновлению чайного оборудования, например чайных сит, а также
совершенствованию производственных технологий и технологий обработки.
Бывший заместитель премьер министра Нгуен Конг Тан заявил, что государство профинансировало чайную
индустрию для закупки новых сит и засадки 20 млн. чайных черенков.
Господин Тан, занимающий пост советника Ассоциации, советует также сделать
акцент на создании новых высококачественных чайных плантаций в северных горных
провинциях Туен Куанг, Као Банг и Сон Ла.
Эксперты согласны с тем, что для производства 200 тыс. тонн сухого чая общая
площадь плантаций должна составлять не менее 150 тыс. гектар.
Председатель Ассоциации Нгуен Ким Фонг считает, что расширение общей площади плантаций
приведет к повышению цен на вьетнамский чай на мировом рынке до 10 USD/кг, таким образом, планируемый уровень
доходов от экспорта (USD 300
млн.) станет вполне достижимым.
Однако перед чайной промышленностью все еще стоят нерешенные задачи. Многие чаеперерабатывающие фабрики сталкиваются с проблемой
нехватки сырья, т.к. темпы развития технологий переработки чая опережают рост
урожайности.
Вьетнамская Чайная Корпорация, крупнейший в стране производитель чая,
напрямую закупает лишь 49,7% сырья. Остальная же часть сырьевой продукции
закупается на местных чайных рынках.
Использование устаревшей агротехники приводит к тому, что фермеры
возделывают всего 50-60% от общей площади своих плантаций.
Низкая цена чая связана с появлением на международном рынке вьетнамского чая
плохого качества, а также с неспособностью вьетнамских фермеров повысить
качество продукции.
Некоторые чайные компании предприняли попытку производить качественные,
элитные чаи, такие как “лотос”, “жасмин” и “хризантема”. Стоимость таких чаев
составляет 100 или более долларов за килограмм.
За последнее время экспорт вьетнамского чая увеличился в более чем 40
странах. В таких странах как Пакистан, Сирия и Америка экспорт возрос на
200-320%, в то время как в Германии, Польше, Турции и Саудовской Аравии объемы
экспорта сократились.
Импорт чая
После резкого спада в 1992-1994 гг. в связи с институциональной
перестройкой импортные поставки чая стабилизировались на уровне 150-160 тыс.
тонн, который можно считать равновесным. Это в год, т.е. в месяц получается в
среднем 12,5-13 тыс. тонн.
Даже августовский кризис 1998 года не оказал на рынок существенного
влияния. Незначительное снижение было в конце года, однако, в начале 1999 года
ситуация стабилизировалась.
Россия импортирует главным образом черный чай, на который приходится более
95% поставок. Возросла доля расфасованного чая – в 1997 году – 70% (в СССР
поставлялся в основном нефасованный чай, который смешивался и фасовался
отечественными фабриками).
В первом полугодии 2002 года импорт чая в Россию составил 81, 6 тыс. тонн,
что на 14, 8% больше поставок за тот же период прошлого года (71, 1 тыс. тонн).
Такие данные предоставил ГТК РФ.
В последнее время заметно выросло потребление россиянами чая в пакетиках (рост данного сегмента составляет 10 - 15% в год,
а доля чайного рынка в настоящее время - 20%), а также зеленого чая (рост - 15
- 20%, доля - 3 - 5%). Однако главным образом Россия импортирует, да и
потребляет преимущественно черный чай, на который приходится около 80%
поставок.
В 2001 году объем российского чайного рынка составил около 150 - 160 тыс.
тонн, что в пересчете на душу населения означает: среднестатистический
россиянин ежегодно потребляет 1 - 1, 2 кг чая.
В настоящее время крупнейшими игроками российского рынка чая, на долю
которых приходится порядка 60% рынка, являются "Орими-Трейд"
(доля рынка - около 27%), "Май" (13%), "Юнилевер" (12%),
"Ахмад" (6%).
По данным ГТК РФ в январе-июле 2002 года импорт чая вырос на 21,3% до 136,4
млн. долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.
(среднее значение).
Посмотреть: с июня 1997 года установлена таможенная пошлина на фасованный
чай в размере 20%, что может привести к увеличению доли поставки нефасованного
чая.
Динамика и товарная
структура импорта чая в Россию
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Объем, тонн |
91759,3 |
147 491 |
118 520 |
158 162 |
150 225 |
161 086 |
Стоимость, тыс. долл. |
260 368,3 |
291 410,7 |
202 930,8 |
281 155 |
311 627 |
283 007 |
Средняя цена, долл. кг. |
2,84 |
1,98 |
1,71 |
1,78 |
2,07 |
1,76 |
Черный чай, всего
Объем, тонн |
- |
145 983 |
113 457 |
151 473 |
147 379 |
- |
Стоимость, тыс. долл. |
- |
289 599 |
198 596,3 |
275 635,9 |
307 590,4 |
- |
Средняя цена, долл. кг. |
- |
1,98 |
1,75 |
1,82 |
2,09 |
- |
Доля в общем
объеме импорта чая, % |
- |
98,98% |
95,73% |
95,77% |
98,11% |
- |
В т.ч.
расфасованный чай (упаковка до 3 кг)
Объем, тонн |
- |
80 210 |
65 633 |
108 799 |
100 655 |
- |
Стоимость, тыс. долл. |
- |
189 515,6 |
139 823,9 |
213 554,5 |
233 202,9 |
- |
Средняя цена, долл. кг. |
- |
2,36 |
2,13 |
1,96 |
2,32 |
- |
Доля в общем
объеме импорта черного чая, % |
- |
54,94% |
57,85 |
71,83% |
68,3% |
- |
В т.ч. балковый
чай
Объем, тонн |
- |
65 773 |
47 824 |
42 674 |
46 724 |
- |
Стоимость, тыс. долл. |
- |
100 083,4 |
58 772,4 |
62 081,4 |
74 387,5 |
- |
Средняя цена, долл. кг. |
- |
1,52 |
1,23 |
1,45 |
1,59 |
- |
Доля в общем
объеме импорта черного чая, % |
- |
45,06% |
42,15% |
28,17% |
31,70 |
- |
Зеленый чай
Объем, тонн |
- |
1 508 |
5 063 |
6 689 |
2 846 |
- |
Стоимость, тыс. долл. |
- |
1 811,7 |
4 334,5 |
5 519,1 |
4 036,6 |
- |
Средняя цена, долл. кг. |
- |
1,20 |
0,86 |
0,83 |
1,42 |
- |
Доля в общем
объеме импорта чая, % |
- |
1,02% |
4,27% |
4,23% |
1,89% |
- |
Географическая структура импорта чая (1999 год):
- Азия – 93,58%
в т.ч.
- Бангладеш – 1,15%
- Индия – 71,09%
- Китай – 4,24%
- Шри-Ланка – 15,84%
- Европа – 0,35%
- Северная и Южная Америка – 1,64%
- Африка – 0,16%
- СНГ – 4,23%
в т.ч.
- Грузия – 3,52%
Крупнейший экспортер Индия. Это связано с межправительственным соглашением
1994 года, определяющим порядок погашения долга бывшему СССР. В соответствии с
ним платежи за чай могут совершаться в клиринговых рупиях
и освобождены от НДС. Благодаря этому общий размер таможенных сборов за
фасованный чай уменьшается до 15% по сравнению с 38%, в сравнении с Шри-Ланкой.
Особое внимание необходимо уделять таможенному регулированию
С 01 июня 1997 года (необходимо посмотреть более свежую информацию)
таможенные пошлины составляют:
- фасованный чай (в упаковках не
более 3 кг) – до 20% (но не менее 0,4
экю за кг)
- балковый чай – 5%.
Однако, все основные поставщики чая (в т.ч. Индия, Шри-Ланка, Китай,
Индонезия) включены в список пользователей схемой преференций РФ, к которым
применяется ставка таможенной пошлины в
размере 75% от базовой. Бангладеш, Малави, Маврикий,
Камбоджа и Лаос причисляют к наименее развитым странам, товары которых не
облагаются пошлиной.
Таможенные органы собирают также НДС в размере 20%. Однако, импорт чая из
Индии, Индонезии, Вьетнама и Бангладеш производится в погашение их госдолга
бывшему СССР и поэтому освобождается от налога.
Код товара по ТН
ВЭД |
Краткое наименование товара |
Ставка пошлины (в %
от тамож. стоим. либо в экю) |
0902 10 000, |
Чай ароматизированный или неароматизированный,
в упаковках, массой нетто не более 3 кг |
20, но не менее 0,40 экю за 1кг |
0902 20 000, |
Прочий чай |
5 |
Поставщикам иностранных марок чая в скором времени предстоит сделать выбор:
вложить деньги в строительство чаеразвесочного производства в России или
сосредоточить свои усилия на поставках уникальных сортов чая именитых
иностранных компаний. В противном случае фирме придется нелегко.
Чиновники всерьез собираются поднять пошлины на импорт расфасованного чая и
готовятся к этому основательно. Чем это обернется - известно из истории. Чуть
больше 5 лет назад, а именно с 1 июня 1997 года, Правительство РФ в 2 раза с 10
до 20% увеличило ставки импортных пошлин на фасованный черный и зеленый чай. С
тех пор доля рынка расфасованного за пределами России чая сократилась с 85 до
48%.
По действующему законодательству, ставка составляет 20% таможенной
стоимости товара, но не менее 0,4 евро за кг. И если
Правительство России примет предложение, специфическая ставка пошлины
увеличится с 0,4 евро до 0,8 евро за кг. На сырье для
чаеразвесочных фабрик таможенная пошлина останется прежней - 5% от таможенной
стоимости.
Скорее всего, все так и случится. В конце июня текущего года в Министерстве
сельского хозяйства России состоялось совместное совещание с руководством
Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе").
Минсельхоз поддержал предложение российских производителей по разделению
товарных кодов на чай и повышению пошлин на ввоз пакетированного чая.
За счет повышения импортных пошлин отечественные чаеразвесочные фабрики
рассчитывают удержать позиции в сегменте пакетированного чая, на который
приходится около 25% всего чайного рынка России.
По подсчетам специалистов "Росчайкофе",
российские компании могут полностью обеспечить потребности рынка в
пакетированном чае. Однако сделать это можно будет только в случае ограничения
поставок пакетированного чая из-за границы. На импортную продукцию приходится
около 48% совокупного объема продаж. Из-за чего мощности большинства российских
чаеразвесочных фабрик не загружены полностью.
В конце прошлой недели правительством Индии была одобрена специальная
программа по поддержке экспорта индийского чая. Только на продвижение чая в
основных странах-потребителях будет израсходовано порядка $10 млн. Большая
часть этой суммы пойдет на рекламу индийского чая в России: за три последних
года экспорт чая из Индии в нашу страну сократился в 2,5 раза.
Программа по поддержке экспорта индийского чая, рассчитанная на пять лет,
была разработана специальным правительственным комитетом, в который вошли
представители индийских министерства коммерции, совета по чаю и чайной
индустрии. По планам разработчиков, за это время доходы страны от экспорта чая
должны увеличиться в два раза. Помимо рекламных вложений программа
предусматривает господдержку экспортеров индийского чая. Им будет предоставлен
ряд льгот, от снижения акцизов до минимизации транспортных расходов. До сих пор
страны-экспортеры ограничивались поддержкой местных сельхозпроизводителей.
Причина столь беспрецедентного шага очевидна – Индия сдает свои позиции на
мировом рынке чая.
Достаточно сказать, что за три последних года ввоз индийского чая в Россию
сократился со 110 тыс. тонн (в 1999 году) до 45 тыс. тонн (в 2002 году). При
общем объеме экспорта чая из Индии в 187 тыс. тонн наша страна до недавнего
времени являлась одним из основных потребителей этого продукта. Аналитики рынка
называют две причины такого резкого спада. Во-первых, ужесточение конкуренции
на мировом рынке, где заметно усилились позиции Вьетнама и Индонезии.
Во-вторых, в России наблюдается устойчивый рост спроса
на дорогие чаи, в то время как индийские сорта представлены у нас в основном в
нижнем ценовом сегменте.
Чтобы как-то восстановить свои позиции на российском рынке, большая часть
из отпущенных на рекламу $10 млн.будет потрачена в
России. По словам директора по содействию чайному бизнесу в России при
посольстве Индии в Москве Тапана Кумара Чакраборти (Tapan Kumar Chakraborty), до конца 2002 года на рекламу
индийского чая в нашей стране будет потрачен $1 млн. Основные игроки рынка
считают, что этой суммы хватит для того, чтобы предотвратить дальнейшее
снижение импорта индийского чая, но недостаточно для восстановления его позиций
на рынке. Для сравнения: государственный чайный трест Вьетнама VinaTea выделил на рекламу своей продукции в
России $700 тыс. (при том, что вьетнамцы планируют
экспортировать в Россию всего порядка 10 тыс. тонн чая).
Основные импортеры индийского чая в Россию – торговый дом
"Гранд", "ОримиТрейд" и "Май" – считают, что
ситуация поправима. По словам гендиректора "Гранда" Александра
Борисова, необходимо вывести на рынок брэндированный чай, позиционирующийся в
более высокой ценовой категории.
В сентябре должно вступить в силу Постановление Правительства № 589 от
12.08.02 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской
Федерации". Согласно этому документу код ТН ВЭД РФ 0902 10 000 0 на
зеленый фасованный чай разделят на код 0902 10 000 1 для расфасованных в
одноразовые пакетики зеленых чаев и код 0902 10 000 9 для зеленых чаев
расфасованных в пачки.
Аналогичные изменения коснуться и кода ТН ВЭД РФ 0902 30 000 0 на черный
фасованный чай. Для расфасованных в одноразовые пакетики будет действовать код
ТН ВЭД РФ 0902 30 000 1, для расфасованных в пачки - 0902 30 000 9. При этом
ставки таможенных пошлин останутся прежними.
Предполагается, что после сбора статистических данных по объему импорта и
декларируемым ценам на фасованный чай, импортируемый в Россию, Правительство
примет решение по увеличению специфической составляющей на импорт чая по кодам
0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 с нынешних 0,4 евро до 0,8 -1 евро за кг. при сохранении адвалорной ставки
в 20%.
Отечественная чайная
промышленность
4 из 13 существующих чайных фабрики остановили производство, большинство
оставшихся используют только 10-15% своих мощностей (исключение
составляют только московская и уфимская фабрики, работающие с 40-50%-ной
загрузкой). Производственные линии, построенные в советское время, в большей
мере изношены (например, на фабрике «Teastan», введенной в эксплуатацию в 1943 г., коэффициент
износа составляет 54%, на Аютинской фабрике – 71%). В целом объем производства
в российской чайной отрасли по сравнению с пиковым 1990 г. (80,7 тыс. тонн) в
1999 г. сократился более чем в 10 раз.
Переработка чая в России, тонн
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
29 549 |
19 355 |
24 362 |
12 657 |
7 916 |
Региональная
структура переработки (1998 г)
- г. Москва –
59,68%
- Московская обл.
– 4,35%
- Рязанская обл.
– 0,05%
- Ярославская
обл. – 0,28%
- Липецкая обл. –
0,06%
- Татарстан –
0,02%
- Краснодарский
край – 2,06%
- Ростовская обл.
– 0,21%
- Башкортостан –
33,3%
Три основные фабрики: Московская чаеразвесочная фабрика, «Teastan», «Русский продукт»
Проекты и сроки реализации:
- чаеразвесочная фабрика в г. Фрязино (Московская обл.) – компания «Май» - 1999-2000 – 50 тыс. тонн
- чаеразвесочная фабрика «Невские пороги» г. Санкт-Петербург – «Orimi Trade» - 2000 – 14,4 тыс. тонн
В июле совместное предприятие "Рус Импра",
учредителями которого являются российская компания "Русский чай" и
цейлонская "Империал Ти", объявили об
открытии в Московской области фасовочного производства чая под торговой маркой
"Импра".
Проектная мощь производства оценивается 100 тонн в месяц
Вопрос: необходимо
посмотреть результаты реализации этих проектов?
Внутренне потребление
В соответствии с установленными нормами прожиточный минимум взрослого
россиянина включает 500 грамм в год, ребенка – 370 грамм. Количество жителей на 01.01.2002
г. составляло 140 млн. чел., следовательно минимальный объем рынка – 70 000 тыс. тонн. в
год.
Пример: Наиболее корректным представляется расчет исходя из того, что
каждый россиянин в день выпивает одну чашку чая (для усреднения один чайный
пакетик) с 2 граммами чая. В год это получается 730 грамм. Таким образом,
минимальный объем рынка оценивается уже в 102 200 тыс. тонн чая.
В советском общепите существовала норма заварки – 4 грамма на 1 литр
кипятка. К примеру, англичане используют 25-30 грамм, индусы – 45 грамм.
По оценке экспертов в 1997 году россияне потребляли 147-160 тыс. тонн чая.
Среднегодовое потребление на одного человека составило 1 460 грамм. Однако, существует вероятность ошибки.
В 1999 году среднее потребление чая составляло 5, 26 чашек в день, из
которых 2,74 чашки – на работе.
- любят – 54%
- привыкли – 39%
- находят полезным для здоровья – 28%
- находят сравнительно дешевым – 16%
Среднедушевое потребление чая: 1997 год – 1,2 кг, 1998 – 1,1 кг.
В среднем чай покупают два раза в месяц по 1,7 пачки.
Сравнение потребления в
России и в Финляндии
Доля чая и кофе в структуре потребительских расходов домашних хозяйств:
- 1993 – 0,6%
- 1994 – 0,6%
- 1995 – 1,2%
- 1996 – 1,3%
- 1997 – 1,4%
- 1998 – 2,3%
По исследованию МИЦ, 93% населения России пьют чай, компания Gallup Media Russia в результате анализа рынка получила
значение - 98,5%. По данным государственной статистики, потребление чая в
России - 1,5 кг на одного человека в год, в Англии этот показатель от 2,5 кг,
тогда как структуры потребления чая обеих стран похожи. Это показывает
возможности развития чайного рынка. Чай именно тот продукт, потребление которого
в регионах России превышает показатели потребления чая в крупных городах.
Причем основными «любителями» чая считаются регионы Севера, Сибири и Кавказа.
По замечаниям представителей московских оптовых компаний, спрос на чай
имеет сезонный характер. Характерен спад в летние месяцы, когда на смену чаю
приходят прохладительные напитки и соки, и рост спроса
на чай в осенний период, причем иногда даже выше, чем в зимние месяцы.
Самым популярным местом покупки чая остается для потребителей мелкооптовый
рынок (67%).
Структура потребления чая в
регионах
Факторы, влияющие на
потребление
- уровень доходов
- взаимозаменяемость напитков
- цены
Чайные компании на российском рынке:
«Май»
«Никитин»
«Орими Трейд»
«Юта»
«Гранд»
Unilever
Ahmad
«Московский чай»
«Международный
дом чая»
«Люта»
«Форсман»
Tetley Overseas Limited
Tata Tea
J.V. Gokal
Agio
M.J.F. Exports
Jafferjee Brothers
Основные марки чая:
Беседа, Принцесса
Гита, Brooke Bond, Ahmad, Lipton, Pickwick, Twinings, Dilmah, Milford, Tetley, Madison, Edwin, Gokal, Майский чай, Никитин, Индийский чай,
Бодрость, Московский чай.
производители оборудования для упаковки и фасовки
чая из Аргентины,
Германии, Италии – Barbarella S.A., IMA S.p.A., MAI S.A., ROBERT BOSСH GmbH Packaging Machinery Division, Teepack Spezialmaschinen GmbH & Co. KG и другие;
Российский рынок чая - ТРЕТИЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ РЫНОК ЧЕРНОГО ЧАЯ
в мире после Индии и Великобритании. Его доля - 140 млн тонн в год по объему, $350 млн
в денежном выражении |
ЧЕРНЫЙ ЛИСТОВОЙ ЧАЙ - САМЫЙ КРУПНЫЙ СЕГМЕНТ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ |
|
|
|
Сегментация по типу AC Nielsen, 2001,в % от стоимости |
ЧАЙНЫЕ ПАКЕТИКИ - НАИБОЛЕЕ БЫСТРО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ СЕГМЕНТ НА РЫНКЕ ЧАЯ |
|
|
Причины роста популярности пакетированного чая:
|
Динамика роста сегмента чайных пакетиков AC Nielsen, декабрь-январь 2001,
в денежном выражении |
Экспертами
чайного рынка прогнозируется дальнейший рост чайной промышленности, чему
способствует система таможенных пошлин на чай и некоторые тенденции во внутреннем
потреблении. Основная из них – более высокие требования к
качеству чая у потребителей. Причем особенно важно, что повышаются
требования и у населения регионов, а они являются основными потребителями чая.
Именно поэтому, некоторые производители дешевого отечественного чая вынуждены
сокращать производство, а крупные иностранные компании задумываются об открытии
своих производств в России. Растет спрос даже на
эксклюзивные дорогие сорта чая. Увеличивается доля потребления пакетированного
чая (15% предпочтений) из-за удобства потребления, зеленого и травяного чая,
чая с добавками, особенно популярны марки с бергамотом и лимоном. Эти ниши на
рынке раньше полностью принадлежали иностранным компаниям, но постепенно их
начинают осваивать и отечественные операторы рынка.
Обзор чайного рынка по
состоянию на 27 сентября 2002 г.
Шри-Ланка. Количество чая, предложенное на аукционе 24-25.09.2002,
составило 5,16 млн. кг. Низкорастущие чаи: крупнолистовые ОР – лучшие чаи немного подешевели,
остальные в основном подорожали; ОР1 – лишь некоторые
лучшие чаи остались на прежнем уровне, прочие подешевели; OPА – лучшие самые дорогие чаи значительно
подешевели, другие лучшие чаи остались на прежнем уровне, прочие слегка
подорожали; PEKOE – чаи
самого низкого качества подорожали, прочие подешевели; FBOP – чаи с хорошим настоем немного
подорожали, остальные подешевели; BOP, BOPF – продавались по ценам прошлого аукциона. Высокогорные чаи: BOP, BOPF – в основном подешевели, особенно чаи с
ухудшившимся качеством; подорожали лишь BOP с западных плантаций. Количества, предложенные на следующие аукционы:
1-2.10.2002 - 5.36 млн.кг, 08-09.10.2002 – 5.16
млн.кг. В большинстве чаепроизводящих районах в середине и конце прошлой недели
наблюдались моросящие дожди. Сборы чайного листа в западных и восточных районах
острова несколько увеличились. Низкорастущие чаи не демонстрируют каких либо заметных изменений.
Индия. Ситуация на северо-индийских аукционах на прошедшей неделе
оставалась в целом спокойной. Поступления на аукцион гранулы сорта Ассам
продолжает снижаться, в связи с чем произошло их
незначительное подорожание. Цены на южно-индийские сорта чая существенных
изменений за прошедшую неделю не претерпели. Активность спекулянтов и
перекупщиков снизилась. Дальнейшего снижение цен на рынке в ближайшие две
недели ожидать не стоит, поскольку объем предложения ненормально низкий. Это
связано не только со сниженным объемом производства, но и с недостатком дождей.
Согласно прогнозу, дожди ожидают в конце сентября, поэтому рост поступления на аукцион
следует ожидать ближе к концу октября.
Кения. 23 сентября в Момбасе состоялся 37-ой аукцион. Общий спрос
улучшился. BP1: более яркие
подорожали до 3 центов, средние стабильны или вниз до 7 центов, ниже средних и
посредственные стабильны. PF1:
яркие стабильны или чуть вниз, средние вверх на 3-6 центов, ниже средних ровно,
посредственные стабильны или до 11 центов вниз. PDUST: по лучшим градациям наблюдалась активная
конкуренция, и они подорожали на 6-10 центов, а прочие яркие сорта были
стабильны или дороже до 10 центов; средние вверх на 1-8 центов; ниже средних
ровно или выше до 5 центов; посредственные колебались от –2 до +4 центов/кг. D1: ряд ярких лотов подорожал на 9-26
центов, в то время как другие яркие чаи были стабильны или выше до 13 центов;
средние изменялись от –2 до +6; ниже средних ровно или до 7 центов выше;
посредственные менялись в диапазоне от –25 до +2. Во вторичном каталоге чистые,
хорошо отсортированные Фаннингсы и Дасты в основном дешевели, за редким исключением; другие
чаи и BMF были близки к
прошлым уровням, в то время как более фиброваный Даст подешевел. Пакистанские блендеры,
Йемен и другие страны Ближнего Востока демонстрировали сильный спрос, а
Великобритания, хотя и избирательна, но увеличила активность. Судан активен,
Египет присутствовал, Россия и Восточная Европа продолжают покупать на прежнем
уровне. Пакистанский Базаар снизил активность, т.к.
Афганистан прекратил закупки. Сомали и Эфиопия покупали традиционные для этих
рынков фиброваные фаннингсы.
Малави. На этой неделе аукциона не было.
Индонезия. На аукционе в Джакарте 25 сентября отмечался нестабильный спрос
с большим интересом к чаям с хорошим настоем и внешним видом. К продаже было
выставлено 14660 мешков. Среди покупателей блендеры-экспортеры,
Сингапур/Малайзия, Пакистан и Ближний Восток активно соперничали с Lipton/Unilever и Европой. Основные яванские листовые чаи в
основном подешевели на 1-3 цента: Dust до 14 центов, BOP на 3
цента, BOPF и PF на 2 цента, BOP1 на 1 цент; BT стабилен, BT2 незначительно выше. Многие PF и Dust были сняты с торгов при котировках на 3-10 центов
ниже уровня прошлого аукциона. Суматранские листовые
чаи колебались в диапазоне от –3 до +5, но в среднем остались практически на
прошлых уровнях. Гранулированные чаи колебались у прошлых уровней, причем были
сняты с продажи многие PF1.
На плантациях сохраняется сухая солнечная погода. На следующем аукционе к
продаже будет предложено 16400 мешков.
Бангладеш. На торгах в Читтагонге котировки на
гранулированные сорта чая снизились на 2 – 4 USC. Афганские покупатели проявляли высокую
активность в сегменте мелкой гранулы.
Вьетнам. Сезон во Вьетнаме близится к завершению. Уровень цен на чай всех
сортов и градаций выше чем в прошлом году. Однако, в
связи с продолжающейся ситуацией неопределенности в отношении возможной войны в
Ираке, остается не вполне ясной судьба законтрактованных и пока не вывезенных
из Вьетнама объемов чая. Изменение мировой политической ситуации может серьезно
повлиять на вьетнамские цены.
Китай. В провинциях Хайнань и Аньхуэй
наблюдается засуха, что привело к падению сборов чайного листа. В провинции Чжецзян погода хорошая и сборы листа находятся на
максимальном уровне, при этом цены на экспортные градации зеленого чая заметно
снизились из-за больших складских запасов. В провинции Хунань
погодные условия хорошие, экспортные объемы растут, в то время как Сычуань
испытывает трудности с экспортом низкокачественного чая. Юннань
успешно продает качественные черные и зеленые чаи, а качество жасминового чая
ухудшилось.
Диапазон средних цен на байховые (листовые) и гранулированные чаи в USD/кг (балк):
Страна
/ Аукцион |
Черные
байховые |
Черные
СТС |
Зеленые
байховые |
|||
Индия Калькутта Гувахати Кочин Кунур |
1,20 – 2,14 - 1,10 – 1,25 - |
1,06 – 1,65 1,07 – 1,70 - 0,80 – 0,85 |
- - - - |
|||
Индонезия Джакарта |
0,80 – 1,33 |
0,77 – 1,46 |
0,92 – 1,70 |
|||
Момбаса: Кения Уганда Танзания Малави |
- - - - |
1,31 – 1,63 1,18 – 1,32 1,27 – 1,43 0,99 – 1,27 |
- - - |
|||
Малави (Лимбэ) |
- |
0,68 – 1,24 |
- |
|||
Китай
(КНР) |
0.77 – 2.50 |
0.54 – 1.12 |
0.56 – 2.20 |
|||
Вьетнам |
0,98 – 1,26 |
- |
- |
|||
Шри Ланка Коломбо |
0,55 – 2,60 |
1,29 – 2,69 |
- |
|||
Бангладеш |
- |
1,03 – 1,16 |
- |
|||
РЕЗЮМЕ:
РЕКОМЕНДАЦИИ